Теория игр

Теория игр опирается на предположение о том, что независимо от цели игры и ее обстоятельств найдется стратегия, которая позволит вам добиться успеха. Составляете ли вы бизнес-стратегию, чтобы увеличить долю рынка, играете ли в покер, ведете ли переговоры о заработной плате или участвуете в аукционе - это всегда происходит по определенным правилам, хотя иногда их бывает трудно распознать.

Теория игр родилась не в учебном классе или на заседании совета директоров, а в казино. В 1930-е гг. профессор Принстона (Princeton University) и Гарварда (Harvard University) Джон фон Нойманн внимательно наблюдал за игрой в покер. Фон Нойманн был гениальным математиком, а не игроком. В результате возникла теория игр - уникальное математическое открытие, проливающее свет на возможности и вероятности поведения человека.

В дальнейшем фон Нойманн переключился на исследования, связанные с развитием ядерного арсенала США, и разработки первого компьютера. А теория игр обзавелась собственным «дзенским» языком дилемм и загадок. Самая известная из них - «дилемма узника».

Она представляет собой сценарий, придуманный в 1950 г. Альбертом Такером из Принстонского университета. Двое заключенных обвиняются в одном преступлении. Во время допросов в разных камерах каждому из них говорят, что, если один признается, а другой нет, признавшийся будет отпущен, а другой получит длительный тюремный срок. Если ни один из них не признается, оба отсидят в тюрьме небольшой срок, а если оба признаются, то получат средний срок.

КАК РАБОТАЮТ ИДЕИ

Теория игр - это не просто разумные правила для хаотичного мира. За ее рациональностью скрывается мир пугающей иррациональности и сумасшедших парадоксов. Лучше всего считать ее концепцией, позволяющей размышлять о будущем. Теория игр может стать полезным инструментом в мире бизнес-парадоксов. Вместо того чтобы разрабатывать сценарии с победителем и побежденным, компании начали изучать достоинства других стратегий, которые могут быть игрой без проигравших и приносить выгоды самим организациям, их потребителям, поставщикам и даже конкурентам.

Это позволяет избежать «игры с отрицательной суммой», свойственной многим отраслям, где ответом на продвижение и рекламу будут усиленные продвижение и реклама со стороны конкурентов. В таких сценариях затраты на ведение бизнеса возрастают, прибыль падает, а рыночная доля пребывает в обескураживающе статичном положении. Теория игр избавляет от подобных краткосрочных, рефлекторных реакций. В игре всегда нужно думать наперед, делать ход, просчитывая реакцию конкурента.

Одной из потенциальных, но пока малоиспользуемых областей роста для теории игр являются партнерства. Первые работы Нэша были посвящены играм без сотрудничества, в которых конкуренты не общаются. Теперь теория игр протянула свои щупальца к партнерствам - области, где неясностей предостаточно. Теория игр предлагает способ рациональной интерпретации возможностей сотрудничества в условиях, когда руководители пытаются разобраться с множеством нематериальных последствий «игры без проигрыша».

Американские ученые Адам Бранденбургери Барри Нейлбафф предлагают новую задачку - теорию сотрудничества конкурентов. Они утверждают, что «поиск беспроигрышных стратегий имеет несколько преимуществ. Во-первых, относительная неизученность этого подхода открывает поле для новых возможностей. Во-вторых, поскольку окружающих не заставляют отступить со своих позиций, они оказывают меньше сопротивления беспроигрышным ходам, что упрощает их реализацию. В-третьих, беспроигрышные ходы не вынуждают других игроков наносить ответный удар, что придает игре устойчивости. И наконец, имитация беспроигрышного хода выгодна и никому не вредит».

Поразмышляв над возможностями, заключенные приходят к выводу, что лучше всего - сознаться. Поскольку принимают такое решение оба, они получают средний срок.

У «дилеммы узника» есть один серьезнейший изъян: теория игр рациональна, реальность - нет. Компании, которые интересуются теорией игр, обычно работают в жестко регулируемых отраслях, например в энергетике, там, где конкуренция ограниченна или существуют картели (такие, как ОПЕК в нефтяной промышленности). При ограниченном числе участников, соблюдающих установленные правила и ведущих себя рационально, теория игр помогает найти лучшие конкурентоспособные ходы.

Интерес к теории игр активизировался в 1994 г., когда нобелевскую премию по экономике получили три известных ученых - Джон Нэш, Джон Харшаньи и Рейнхард Зельтен. Харшаньи показал, что даже если участники конкретной игры знают друг о друг немного, ее все равно можно проанализировать так же, как и остальные. Молодой гений Нэш, прототип героя Рассела Кроу из фильма «Игры разума», внес самый весомый академический вклад в теорию игр. Он придумал так называемое равновесие Нэша, разработав эту идею в своей докторской диссертации.

Равновесие Нэша - точка, в которой ни один из игроков уже больше не может улучшить свое положение, сменив стратегию. Игроки меняют стратегии, пока не достигнут равновесия. (В «дилемме узника» равновесие Нэша достигается, когда оба преступника сознаются: они больше не могут улучшить свое положение, меняя стратегию, потому что тогда они попадут в тюрьму на более долгий срок.)

Есть другой классический пример. В отрасли действуют две конкурирующие компании. Каждая из них определяет цену на свой продукт. Если обе установят высокие цены, то получат максимальную прибыль; если они одновременно снизят цены, то все равно останутся в прибыли. Проблемы начинаются, когда компании устанавливают цены на разных уровнях. Если одна назначит высокую цену, а другая - низкую, конкурент с низкими ценами заработает гораздо больше денег. Оптимальным решением для обеих является установление высоких цен. Беда в том, что они будут стараться сбить цены конкурента. Дело кончится низкими ценами и меньшей прибылью для обеих фирм.

Основной урок этого и других сценариев, изученных теорией игр, состоит в том, что действия различных компаний и организаций взаимозависимы.

Фактически теория игр охватывает некоторые фундаментальные истины принятия решений. Если компания решает инвестировать, она должна учитывать реакцию окружающих - будь то конкуренты, клиенты или поставщики. Теория игр признает, что реальная жизнь проходит не в вакууме.

Компании должны хорошо представлять себе ответные действия конкурентов. Проще говоря, нужно поставить себя на их место и просчитать их возможные ходы. На профессиональном жаргоне это называется «аллоцентризмом».