Иерархия потребностей по Маслоу

Концепция д-ра Абрахама Маслоу - одна из наиболее известных теорий, объясняющих поведение людей. В книге «Motivation and Personality» («Мотивация и личность»), 1954 г., Маслоу выдвигает гипотезу о том, что людей мотивирует иерархия потребностей. Когда удовлетворены потребности низшего уровня, индивидуумы больше не движимы исключительно ими. По мере того как удовлетворяются потребности каждого последующего уровня, индивидуумы переходят к мотивирующим факторам более высокого порядка.

До Маслоу мир психологии был во власти бихевиоризма и психоанализа. Все внимание было направлено на личности с отклонениями, но Маслоу отказался от этого узкого подхода и стал изучать работу здоровых и успешных людей, популяризируя психологический гуманизм. При этом он внес серьезный вклад как в психологию, так и в бизнес. Иерархия потребностей по Маслоу использовалась для обоснования некоторых методов управления людьми, прежде всего мотивационных подходов.

Вместо того чтобы сосредоточиться на людях, испытывающих проблемы, Маслоу стал изучать жизнь выдающихся личностей, добившихся успеха, таких как Авраам Линкольн. Старательно избегая слова «духовный», он тем не менее признает, что помимо эмо циональных затруднений и ограничений есть еще и моменты, когда раскрывается высшая природа человека. Он ввел в психологию абстрактные, но чрезвычайно важные концепции правды, добра, красоты, единства, трансценденции, жизненной силы, своеобразия, совершенства, справедливости, порядка и простоты. Их он назвал Б-ценностями.

КАК РАБОТАЮТ ИДЕИ

Иерархия Маслоу представлена пятью основными уровнями потребностей:

  1. Физиологические потребности. Биологические нужды, такие как потребность в кислороде, пище, воде и относительно постоянной температуре тела, выражены наиболее сильно, поскольку, если они не удовлетворяются, человек погибает.
  2. Потребности безопасности. Взрослые не нуждаются в безопасности, если только речь не идет о чрезвычайных ситуациях или периодах хаоса в социальной структуре (например, широкомасштабные бунты). Но дети часто демонстрируют признаки незащищенности и свою потребность в безопасности.
  3. Потребность в любви, привязанности и принадлежности. Люди стремятся избежать чувства одиночества и отчужденности и нуждаются в том, чтобы давать (и получать) любовь и испытывать привязанность и чувство принадлежности.
  4. Потребности уважения. Чтобы испытывать удовлетворение, уверенность в себе и ощущать свою ценность, человек нуждается в стабильном, основательном, высоком уровне самоуважения, а также в уважении со стороны окружающих. Если эти потребности не удовлетворяются, человек чувствует себя неполноценным, слабым, беспомощным и никчемным.
  5. Потребность в самоактуализации. Маслоу описывает самоактуализацию как постоянный процесс. Самоактуализирующиеся люди посвящают себя чему-то еще помимо проблем выживания. Они увлечены своей работой, имеют призвание или склонность к чему-либо.

Это, по мнению Маслоу, объясняет, почему музыканту необходимо заниматься музыкой, художнику - рисовать, поэту - писать стихи. Если эти потребности не удовлетворяются, человек испытывает беспокойство, неуверенность, напряженность. Потребности более низкого порядка могут также вызывать беспокойство, но в этом случае его причину легче определить. Если человек голоден, беззащитен, нелюбим, не принят другими или не питает уважения к самому себе, причина очевидна. Но не всегда ясно, чего хочет человек, когда у него возникает потребность в самоактуализации.

По Маслоу, люди не переходят к потребностям в самоактуализации исключительно из-за препятствий, которые перед ними ставит общество, в том числе их работодатель. Работа может тормозить личный рост, а может и способствовать ему. Маслоу показал, что усовершенствованный образовательный процесс мог бы стимулировать личный рост, если осуществить следующие шаги:

  • учить людей быть самими собой, знать свое внутреннее «я» и прислушиваться к голосу своих чувств;
  • учить людей преодолевать свои культуральные предубеждения и становиться гражданами мира;
  • помогать людям найти свое призвание, следовать своим склонностям, судьбе и предначертанию, что прежде всего касается избрания карьеры и спутника жизни;
  • учить людей тому, что жизнь драгоценна и открыта для радости. Если вы расположены видеть доброе и радостное во всех ситуациях, ваша жизнь исполнена смысла.

Маслоу утверждал, что людьми управляют не только механические силы (стимулы и подкрепление, в терминологии бихевиоризма) или неосознанные инстинктивные импульсы, как говорит психоанализ. Необходимо также учитывать их человеческий потенциал. Он верил, что люди стремятся достичь высочайших уровней своих способностей, раздвинуть границы творчества, сознания и мудрости. Другие психологи называют таких индивидов «полностью функционирующими» или обладающими «здоровой личностью», Маслоу же назвал их «самоактуализирующимися» .

Маслоу разработал иерархическую теорию потребностей. В основании этой пирамиды лежат физиологические, или «животные», нужды, а на вершине ее находятся человеческие потребности. Человек, занятый удовлетворением биологических потребностей, связанных с выживанием, не интересуется ценностями более высокого порядка.

Каждый следующий уровень пирамиды связан с предыдущим: только удовлетворив базовые нужды, люди могут перейти к более сложным потребностям.