Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект (ЭИ) - пожалуй, одна из самых важных идей за всю историю бизнеса. Она исходит из того, что ключевой для работы бизнеса является способность руководителей управлять собственными эмоциями и чувствами людей, с которыми они работают, осознавая природу этих переживаний. Как и многие другие революционные концепции, она пришла в бизнес из других сфер.

Растущий уровень агрессивности и депрессии в учебных заведениях США побудил Дэниела Гоулмена провести исследование, результаты которого представлены в его книге «Emotional Intelligence» («Эмоциональный интеллект»), вышедшей в 1995 г. Он пришел к выводу, что такие человеческие свойства, как самосознание, самодисциплина, настойчивость и эмпатия, в жизни гораздо важнее коэффициента интеллекта. Гоулмен заявил, что пренебрежение эмоциональными способностями таит в себе опасность и что наши дети могут - и должны - обучаться этим навыкам в школе.

Эта новаторская книга во многом обусловила внимание к концепции эмоционального интеллекта в деловом сообществе. Интерес к новой идее отразился в огромном количестве книг и статей. Сам Гоулмен стал восходящим светилом в созвездии гуру менеджмента. «Эмоциональный интеллект» полтора года оставался в списке бестселлеров газеты «New York Times» и был переведен почти на 30 языков мира. Сам термин сейчас проникает в программы обучения руководителей и в программы бизнес-школ.

Гоулмен, психолог по образованию, опирался на идеи гарвардского психолога Говарда Гарднера, который известен разработкой теории множественного интеллекта, и Питера Саловея, профессора психологии из Йеля (Yale University). В своей книге он пользуется определением эмоционального интеллекта, предложенным Саловеем. По мнению Саловея, эмоциональный интеллект проявляется в пяти основных областях:

  • знание своих эмоций;
  • управление эмоциями;
  • самомотивация;
  • признание эмоций других людей;
  • взаимоотношения.

(Саловей соотносит эти категории с теорией Гарднера о множественном интеллекте, прежде всего с такими его аспектами, как межличностный, интрапсихический, пространственный, кинестетический и музыкальный.)

Гоулмен продолжил изучение личной и профессиональной эффективности. В мире бизнеса, пишет он, принято чрезмерно преувеличивать роль бесстрастного анализа и холодного разума. В действительности для успеха организации исключительно важен эмоциональный климат. Книга Гоулмена «Working with Emotional Intelligence» («Работа с эмоциональным интеллектом») рассказывает о том, что рабочие компетенции, основанные на эмоциональном интеллекте, обнаруживают большую плодотворность, нежели рациональный подход или технические навыки, и что их развитие принесет пользу и людям, и компаниям.

В частности, он утверждает, что эмоциональное измерение - основной критерий эффективности лидеров, отмечая, что на ответственной работе, для которой по умолчанию требуется коэффициент интеллекта выше среднего, ярко выраженные эмоциональные качества дают лидерам преимущество. На более высоких уровнях признаком подлинного лидера является «эмоциональный», а не «рациональный» интеллект. Ричард Брэнсон, дважды заваливавший школьные экзамены по математике, как лидер сто очков даст вперед выпускнику Гарвардской бизнес-школы благодаря тому, что у него великолепно развит эмоциональный интеллект - «радар, настроенный на людей».

По мнению Гоулмена, изучение выдающихся представителей организаций показывает, что «звездные» качества руководителей приблизительно на две трети связаны с эмоциональным интеллектом и только на треть - с чистым интеллектом (уровень IQ) и техническим опытом.

«Эмоции вплетены в наше существо, - объясняет он. - Сама архитектура мозга дает чувствам приоритет над мыслью». Действительно, полностью отделить мышление от эмоций невозможно. «Эффективность нашего функционирования обусловлена слаженной работой двух систем - эмоционального мозга и мышления, - говорит Гоулмен. - Это рабочее взаимодействие охватывает большую часть того, что мы делаем в жизни, и является сущностью эмоционального интеллекта».

КАК РАБОТАЮТ ИДЕИ

Эмоциональный интеллект - это набор навыков, которыми можно овладеть. Их можно распределить по пяти категориям:

  • Самосознание. Мы редко обращаем внимание на то, что чувствуем. Поток настроений течет параллельно нашим мыслям. Эмоциональные переживания обеспечивают контекст для принятия решений.
  • Управление эмоциями. Все эффективные лидеры учатся управлять своими эмоциями, особенно тремя основными: гневом, беспокойством и грустью. Это решающий жизненный навык.
  • Мотивация других. «Мотив» и «эмоция» - однокоренные слова, значение которых связано с движением.
  • Проявление эмпатии. Обратная сторона самосознания - это способность «читать» эмоции других людей.
  • Поддержание взаимосвязи. Эмоции заразительны. Взаимодействуя друг с другом, мы словно заключаем негласную сделку, исподволь влияющую на наше самочувствие. Гоулмен называет это «тайной экономикой». Здесь скрыт ключ к мотивации людей, с которыми мы работаем.

Изменения, которые сейчас претерпевает мир бизнеса, прекрасно согласуются с этими данными. Компании подвергают ревизии черты руководителей, которые потребуются в будущем. Некоторые даже заговорили о «внутреннем путешествии». Эмоциональный интеллект - часть этой переоценки.

«Речь идет о „находчивости во взаимоотношениях", - отмечает Джил Стрингер, менеджер по развитию руководства в компании ВТ. - Это то, как вы вдохновляете людей. Мы стремимся развить межличностную восприимчивость, нацеленность на сотрудничество, понимание вклада других людей. Партнерство нужно рассматривать как возможность для обучения».

В течение года ВТ занималась основательной переработкой профиля лидера, соответствующего глобальным амбициям компании. В этом году новый профиль был представлен центральному совету директоров.

«Наша стратегия глобальной экспансии в большой степени основана на партнерствах и совместных предприятиях. По мере того как размываются границы, лидерство приобретает все большую важность. Оно всегда было серьезной задачей, но теперь

требования изменились. Нам не нужен человек, который сидит на вершине организационной пирамиды и твердит: „Я руковожу тем, что контролирую, и я контролирую то, чем я руковожу". Акцент перенесен на управление взаимоотношениями, - говорит Стрингер. - Ключевой момент здесь - межличностная восприимчивость, связанная с эмоциональным интеллектом. Эти вопросы оказались в фокусе нашего внимания не потому, что они сами по себе интересны, а потому, что они подчинены целям бизнеса. Мы движемся к более холистическому подходу».