Сокращение или даунсайзинг

Сокращение - кошмар теории менеджмента. Практика массового сокращения персонала как способа повысить эффективность и улучшить финансовые показатели достигла апогея во времена рецессии, в начале 1990-х гг. Термин приписывают Стивену Роучу, главному экономисту инвестиционного банка Morgan Stanley. Изначально сокращение задумывалось как инструмент борьбы с бюрократией, разросшейся в крупных американских организациях. Позднее идею подхватили организации, стремившиеся повысить прибыль за счет сокращения персонала.

Концепция сокращения представляется естественным следствием идеологии тех лет. В 1980-е гг. рыночные силы получили статус стихийных. Мотив прибыли вдруг стал единственной подлинной социальной силой, сокрушающей слабые социалистические идеалы экономического равенства. Сокращение использовали с таким воодушевлением и пренебрежением к людям, что все, кто с ним столкнулся, - и жертвы, и уцелевшие - стали считать его не более чем циничным приемом. Во многих подобных случаях доходы корпораций значительно возрастали, в то время как условия для многих работающих семей к лучшему не изменялись или продолжали ухудшаться.

За двенадцать месяцев, к июню 1995 г., половина крупнейших американских корпораций сократили рабочие места в среднем на 8% от общего объема рабочей силы. Термин «корпоративное сокращение» стал означать практику увольнения большого числа постоянных сотрудников компании, часто в целях замены их временными и иностранными работниками, а также субподрядчиками.

В основу движения легли устаревшие представления о том, что единственной целью компаний и смыслом их существования является повышение благосостояния акционеров. В число самых бесчеловечных сторонников сокращения входит Эл Данлап по прозвищу Пила, который в передаче «Nightline» на канале ABC сказал: «Заниматься бизнесом можно только по одной причине - чтобы делать деньги для своих акционеров. Акционеры - хозяева компании. Они берут на себя все риски».

Столкнувшись с такой неприглядной стороной капитализма, даже сам Роуч отрекся от своего мнения. Он заявил, что многие компании слишком далеко зашли, используя сокращение не в тех целях. «Закрытия заводов, увольнения и другие формы сокращения, конечно же, помогали повысить прибыли в краткосрочной перспективе, - отметил он. - Но... будут ли они также способствовать длительному повышению производительности, остается под вопросом... Рабочую силу нельзя бесконечно давить, и корпоративная Америка не может полагаться на „опустошающую" тактику сокращения для поддержания рыночной доли в расширяющейся глобальной экономике». Каков же вывод Роуча? «Теперь я сомневаюсь в том, что мы достигли земли обетованной».

КАК РАБОТАЮТ ИДЕИ

Концепция сокращения во многом соответствовала другим изменениям, происходившим в мире бизнеса в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Пожалуй, наиболее значительной была тенденция к сокращению числа иерархических слоев. Мероприятия по реструктуризации в последние годы в основном сводилась к вырезанию «жира» (слоев менеджеров среднего звена) ради создания «тощих» управленческих структур. В результате осталось очень мало менеджеров, способных работать в условиях непредвиденных кризисов, неожиданных перемещений или краткосрочных проектов.

Сокращение числа слоев по большей части пришлось на время рецессии начала 1990-х гг., и это неслучайное совпадение. Во многих компаниях стремление сделать организационные структуры более плоскими вытекало из необходимости снижения затрат за счет увольнений в среде менеджеров. На переход к более «плоским» и «тощим» структурам сильно повлиял и ряд управленческих идей и теорий. С концепцией даунсайзинга связана другая панацея менеджмента: реинжиниринг бизнес-процессов.

24 апреля 1995 г. компания Mobil Oil объявила о квартальной прибыли 636 млн дол., на 19% превысившей уровень 1994 г. Mobil побила все предыдущие рекорды по прибыльности в 1995 г. Через неделю компания объявила о повышении выплат дивидендов на 9%, ссылаясь на хороший баланс, продолжающиеся инициативы в отношении затрат и оптимизм по поводу возможностей будущего роста. На следующий день, 2 мая, Mobil обнародовала планы увольнения 4700 работников - 9,2% рабочей силы. На ближайших торгах цена акций Mobil Oil повысилась на 3,88 дол., или на 4,1 %.

Такое неоправданное корпоративное кровопускание вызвало возмущение общественности и привело к перестройке даунсайзинга. Он получил политически корректное название - «райтсайзинг», доведение до нужных размеров. Но этим никого не обманешь. Корпоративный мир перестарался, вызвав обратную реакцию. Прокорпоративные и пуристские рыночные идеи, скорее всего, не утратят своего доминирующего положения в политической жизни Америки, но они встречают все большее сопротивление.

Но большой ущерб уже нанесен. В результате многие компании потеряли наиболее опытных менеджеров среднего звена, которые, по мнению некоторых наблюдателей, несут в себе «корпоративную память». С оптимистических позиций разгул даунсайзинга можно рассматривать как болезненный, но необходимый шаг к переоценке основ общественного предназначения бизнеса.