Наставничество

Когда около 800 г. до н.э. Одиссей, царь Итаки, отправлялся на Троянскую войну, возникла проблема: кто -присмотрит за домашним очагом царя, воспитает и подготовит к вступлению на престол его сына Телемаха? Одиссей обратился к Ментору, своему близкому другу, наказав ему взять на себя роль отца, советчика, воспитателя, учителя и стать во всем образцом для Телемаха. Древнегреческие мифы рассказывают нам о том, что в облике Ментора к Телемаху являлась и богиня Афина. Перенесемся из эпохи Гомера в наши дни, когда слово «ментор» вошло в язык как обозначение мудрого, надежного и проницательного советчика, учителя.

Среди современных определений этого понятия - формулировка Линды Филлипс-Джоунз, одного из ведущих специалистов в области наставничества. Она называет наставников «опытными людьми, которые изо всех сил стараются помочь вам прояснить личные цели и предпринять шаги по их достижению». В книге «Mentors and Proteges» («Наставники и их протеже») она приводит некоторые характеристики наставников:

  • наставники обычно старше своих подопечных;
  • чаще всего (но не всегда) наставники инициируют взаимоотношения с подопечными;
  • их взаимоотношения необязательно должны быть очень тесными;
  • можно иметь одновременно несколько наставников;
  • во взаимоотношениях наставников и подопечных есть определенные модели и циклы;
  • наставничество должно приносить выгоду обеим сторонам.

В условиях организации наставничество может распространяться на следующие области: умение одеваться, разрешение конфликтов, коммуникации, протокол и культура компании, этика, лидерство, участие сотрудников в сетевых сообществах, офисные правила, презентации, управление проектами, тайм-менеджмент, баланс работы и личной жизни.

Роль наставника меняется в зависимости от ряда факторов, таких как качество взаимоотношений наставника и подопечного, уровень навыков и знаний обеих сторон, свободное время и культура организации.

Если наставник опытнее подопечного, он может взять на себя роль учителя, советчика, оказывать своему протеже поддержку и вдохновлять его. Если обе стороны находятся примерно на одном уровне, их отношения со временем могут перерасти в настоящую дружбу.

Для более опытного подопечного наставник - это, скорее, спонсор или посредник, помогающий озвучить проблемы, обсудить и проанализировать идеи и опыт.

Наставничество подчас оказывается чрезвычайно эффективным способом ассимиляции нового сотрудника при условии преданности наставника своему делу. Наставники необязательно должны быть из той же организации. Это могут быть консультанты по кадровым вопросам из фирм, предлагающих услуги по наставничеству и коучингу. В таких случаях наставник работает с несколькими руководителями одновременно.

КАК РАБОТАЮТ ИДЕИ

В литературе по наставничеству описан ряд функций, которые может исполнять наставник:

  1. Акцептор всячески поддерживает и поощряет своего подопечного. Получая такую неограниченную поддержку, тот не боится ошибок и будет готов рискнуть, выйдя за границы привычного. Хорошие наставники «болеют» за своих подопечных, помогая им максимально реализовать свой потенциал. В ответ на это наставник получает обратную связь в виде уважения, доверия и восхищения подопечного.
  2. Советчик помогает подопечному решать личные проблемы. Они могут обсуждать этические вопросы, например как создать гармоническое равновесие между духовным и карьерным ростом или работой и личной жизнью. Если наставник сочувствует подопечному, внутренний личный конфликт может быть проработан и разрешен. В противном случае возникает отчуждение, препятствующее получать удовлетворение от работы и неблагоприятно сказывающееся на качестве работы и на жизни.
  3. Инструктор - одно из важнейших амплуа наставника. В качестве инструктора наставник передает важную информацию о миссии, видении и целях организации, предлагает стратегии выполнения заданий, а также обеспечивает обратную связь. Без такого тренера трудно обойтись новому сотруднику, рискующему остаться без необходимой информации и знаний об организации.
  4. Бросающий вызов наставник подталкивает новичка к работе над сложными, многообещающими задачами, готовит его к повышению и большей ответственности. Подопечные должны быть готовы к работе вне своей зоны комфорта, и наставник может помочь сломать этот барьер.
  5. Друг знакомит подопечного с иной, непривычной для того точкой зрения. Такие наставники также обучают подопечных навыкам общения с вышестоящими. Зачастую они черпают вдохновение и энергию в дружбе с молодыми протеже.
  6. Слушатель - еще один важный тип наставника. Выслушивать, не критикуя, - редкое умение. Выслушать человека кажется совсем нетрудным делом, но проверьте это на своих друзьях и знакомых, и вы увидите, насколько хорошо они умеют безоценочно слушать.
  7. Покровитель представляет подопечного влиятельным людям и выводит его «в свет».
  8. Исследователь берет на вооружение методы выдающихся наставников всех времен - Будды, Конфуция и Моисея. Подобно великому философу Сократу, он обучает, задавая вопросы. Древнегреческие философы называли эту методику сократическим диалогом: наставник ведет подопечного к мудрости, ставя перед ним непростые, провокационные вопросы. Большинство руководителей компаний из списка Fortune 500 в ответ на вопрос, чем им помогли наставники, сказали, что те «задавали замечательные вопросы».
  9. Защитник не дает подопечному рисковать зря, стараясь уберечь его от лишних обвинений. Тут важно не переусердствовать с защитой, чтобы не помешать профессиональному и личному развитию подопечного.
  10. Образец для подражания. В этом качестве наставник влияет на подопечного, передавая тому ценности, модели поведения и отношений, которые усваиваются подопечным по мере формирования его личности.
  11. Спонсор выступает в роли представителя подопечного как в самой организации, так и вне ее. Если спонсор только один, судьба подопечного будет тесно связана с его судьбой. Если наставник покинет организацию или попадет в опалу, карьера подопечного, скорее всего, пострадает. Лучше и надежнее иметь нескольких спонсоров.

Идеального наставника, который может сыграть все вышеперечисленные роли, вероятно, не существует. Не стоит гнаться за совершенством - лучше попытайтесь понять, какой наставник для вас предпочтительнее, и отправляйтесь на его поиски. Необходимо также выяснить, как стать идеальным подопечным и заинтересовать наставников. Подопечный должен реалистично оценивать свою привлекательность для потенциального наставника: например, задуматься о своих амбициях, готовности доверять другим и желании учиться.