Кайдзен или кружки качества

Кайдзен - это и социальная система, и промышленный процесс, самая сердцевина философии качества. Это так называемые кружки качества, или небольшие рабочие команды, анализирующие свои задания и вносящие предложения по их улучшению. В книге «Kaizen» («Кайдзен»), вышедшей на английском языке в начале 1980-х гг., Масааки Имаи рассказывает о концепции постоянного совершенствования, лежащей в основе систем качества.

Пионером в области качества считается американец У. Эдварде Деминг, познакомивший Японию с философией постоянного совершенствования. Работа Деминга способствовала созданию небольших команд (позднее их стали называть кружками качества), состоящих из работников, супервайзеров и специалистов, которые решали свои проблемы с целью повысить эффективность и качество работы. Эта идея получила развитие в японских компаниях, особенно в Toyota, а кружки качества сыграли важнейшую роль в японском экономическом чуде. Кайдзен - полная противоположность западным концепциям, опирающимся на пошаговые изменения. Само слово в буквальном переводе означает «постепенный прогресс» или «постоянно нарастающая перемена». Кайдзен нацелен на постепенную эволюцию, а не революционные перемены - отсюда и термин «непрерывное улучшение».

КАК РАБОТАЮТ ИДЕИ

Кружки качества не являются панацеей, но при условии должной поддержки со стороны руководства, мотивации работников и обеспечения ресурсами они могут способствовать непрерывному повышению качества на уровне цеха. Обычно они состоят из 3-9 человек, регулярно встречающихся для обсуждения и изучения проблем, связанных с качеством работы. Кружок уполномочен отстаивать свои решения и добиваться реальных целей в повышении качества.

Члены команды критически оценивают имеющиеся гипотезы и методы, изучают информацию и возможности. Они должны уметь использовать чужой опыт и обращаться за дополнительным обучением. Кружку необходим бюджет, позволяющий его членам проводить испытания и осуществлять пилотные проекты. Им нужен умелый лидер, который содействует усилиям команды, но не доминирует над ее членами.

Кружок нуждается в очень хорошей методике для анализа контекста проблемы, чтобы как можно точнее определить ее суть, источник и взаимосвязь между ее компонентами. Особенно тщательно исследуются и диагностируются причины, иначе решения, предлагаемые командой, не возымеют успеха. Идентификация проблемы требует количественного анализа и часто - согласованной квалифицированной оценки.

Членам кружка качества могут потребоваться особые методики, например:

  • процессные карты;
  • диаграммы Исикавы (или «рыбья кость»);
  • мозговой штурм;
  • причинно-следственный анализ;
  • обратный инжиниринг;
  • анализ Парето.

Члены команды нуждаются в обучении и поддержке. Руководство должно доверять таким командам, прислушиваться к их предложениям и обеспечивать реализацию решений, от пилотных стадий до завершающих. Необходима широта взглядов и готовность не создавать помех.

Сознание кайдзен основано на ценностях, глубоко укорененных в японской культуре, - самореализации, признании разнообразия способностей и взаимном доверии. Эти ценности - причина стойкой убежденности в том, что отдельные работники являются специалистами в своем деле и поэтому лучше, чем кто-либо другой, знают, как проанализировать и улучшить свою работу. Подобная система поощряет работников предлагать, проверять и внедрять предложения по улучшению, при том что руководители принимают во внимание и по возможности поддерживают их усилия по улучшению рабочих процессов.

Истоки понятия кайдзен - в японской философии непрерывно нарастающего улучшения. Сейчас маятник, возможно, качнулся в сторону западного мышления и идеи «скачка». Темпы изменений показывают, что многие высокотехнологичные компании, появившиеся в последние годы, пользуются революционным подходом к инновациям, предпочитая «резкие перемены» «нарастающему улучшению». По мнению Никласа Негропонте из Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technologie, MIT), «инкрементализм - худший враг инноваций».